Клуб "Такемусу Айкидо"

Стенограмма пресс-конференции с мастером айкидо Хироси Исояма

Добрый день, начнём. Подходите, пожалуйста, поближе, для того чтобы всем было хорошо слышно. И, пожалуйста, расслабьтесь, не нервничайте. Если вы будете сидеть в напряжении, хорошие вопросы вам в голову не придут. Сегодня вы можете задавать мне хорошие вопросы, которые давно хотели задать. Согласны? Расслабьтесь. Сегодня я буду сидеть на стуле, поэтому вас я тоже прошу сесть свободно.

Вчера я очень поздно прилетел в Санкт-Петербургский аэропорт. Сегодня особенно сильно чувствуется разница во времени между Японией и Россией. Поэтому у меня немного заспанное лицо, но я думаю, что всё будет в порядке.

Сейчас я немного расскажу о себе. В различных книгах очень много всего написано, но я немного повторюсь. Я родился в январе 1938 года в Ивама, где и начал заниматься у основателя айкидо О-сенсея Морихея Уэсиба. В 1943 году в Ивама был основан храм айкидо. Это единственный храм айкидо на Земле. Этот храм был закончен за 2 года, таким образом строительство было закончено в 1945 году. Я начал заниматься айкидо в 1949 году. В этот момент мне было 12 лет. С того момента прошло 60 лет. Здесь сейчас присутствует кто-нибудь, кто родился в это время? [Из более 40 присутствующих человек отозвался только один]. Это значит, я занимаюсь айкидо уже на протяжении 60 лет.

В то время у меня, как и у вас, гулял ветер в голове и я плохо представлял себе, как нужно заниматься айкидо и что это такое. Но даже сейчас я не могу сказать, что я достаточно сильно владею айкидо. Даже О-сенсей в возрасте 80 лет говорил: «Я не владею айкидо в совершенстве». Это значит что вы, даже если вам кажется, что вы немного владеете айкидо или даже хорошо владеете айкидо, не имеете право задирать нос. У меня было очень много друзей и учителей, которые были значительно старше меня, которые начали заниматься айкидо, когда им было уже за 20 лет, но никто из них, даже те, кто владеют айкидо лучше чем я, не могут сказать что овладели этим искусством в достаточной степени.

Становление храма айкидо пришлось на время, когда закончилась война между Японией и Америкой. В этот момент в додзё (зал для тренировок) не было даже татами (тренировочные ковры). Мы были вынуждены заниматься прямо на полу. Зимой не было никаких обогревателей. Перед началом тренировки мы обязательно мыли и чистили пол в додзё. И иногда, когда было особенно холодно, после уборки на полу образовывался лёд. Но даже в таких условиях мы продолжали заниматься. В месяце занятий был всего лишь один выходной. Это всегда был седьмой день месяца – время, когда в храме айки был праздник. Сейчас я считаю, что для меня такой опыт стал очень положительным.

Сейчас, современные люди, когда становится холодно, сразу же начинают надевать тёплую одежду и включают обогреватели. Как только становится немного жарче – включают кондиционеры. Я думаю, что если вы будете так заниматься, то есть включать обогреватели и кондиционеры, то вы не сможете почувствовать дух айкидо. О-сенсей говорил, что самое главное это объединиться с природой. Стать с ней единым целым. Самое главное в объединении с природой – это понимать её и чувствовать её. [Обращается в зал: пожалуйста, не скрещивайте руки, находитесь в открытой позе].

Айкидо не является простой связкой движений. Айкидо – это искусство. Айкидо не является просто техникой, в айкидо также важным является умение слушать других людей, манеры человека во время того, когда говорит другой человек. Айкидо это путь, который создаёт человек. Что такое путь, который создаёт человек? Это путь когда человек меняется для того, чтобы становиться полезным для дела и для других людей. Это самое важное. О-сенсей постоянно повторял эти слова. И я ещё раз хочу вернуться к предыдущей мысли и повторить, что айкидо – это объединение с природой. Это умение не противопоставлять себя природе. Именно поэтому я стараюсь проводить больше времени в местах, где нет электричества, газа и водопровода. И когда холодно, я просто надеваю на себя больше одежды, а потом снимаю её и таким образом сплю. Я думаю, что это хорошая практика. Поэтому, когда я бываю в Америке, я привожу оттуда в качестве сувениров подсвечники. У меня уже скопилась целая коллекция подсвечников.

Думаю, что сейчас настало самое время для ваших вопросов. Я постараюсь ответить на них насколько смогу полно. Пожалуйста, расслабьтесь, но когда я говорю «расслабьтесь», это не значит, что можно сидеть развалившись, полулёжа или вытянув ноги. Нужно занять максимально комфортную для себя позицию в дозволенных позах. Теперь можно приступить к вопросам.

Как Вы видите перспективы развития айкидо в мире в целом и в России в частности?

Сейчас в более 90 странах мира занимаются айкидо. Есть страны, в которых очень много людей занимаются айкидо, а есть где совсем мало. Я только вчера приехал в Россию, поэтому я не могу сказать, какое айкидо в России. И если содержание вопроса заключается именно в этом, то я не смогу ответить на вопрос, так как он кажется мне преждевременным.

Ходят слухи, что Сайто сенсей в молодости проверял своё мастерство айкидо в барах. А Вы когда-либо дрались?

Я забыл.

Сколько раз вы забыли?

Я забыл. Я не хочу об этом вспоминать. Айкидо как боевое искусство является синтезом таких видов боевых искусств как кендо, каратэ, дэёдо, дзюдо и других. Это говорил О-сенсей. Также он говорил, что если он один и вокруг него очень много людей, то я не могу проверить это искусство. Поэтому для того, чтобы укрепить свою уверенность в мастерстве, он ездил во многие места и набирался опыта. Так же он встречал много разных людей в том числе и японских якудза. Сейчас якудза имеют пистолеты, но в древности у них были кинжалы. Также бывали случаи, когда он встречался с якудза, которые имели танто (японский кинжал). Так же бывали моменты когда он сражался с пятью, шестью нападающими один. Но если мы будем говорить только об этом, то наш разговор уйдёт в не в очень хорошую сторону, поэтому давайте говорить о чём-нибудь хорошем. Давайте будем говорить о чём-то, что принесёт пользу вам.

Был ли Исояма-сенсей свидетелем какого-либо случая, когда О-сенсей Морихей Уэсиба проявлял свои необычные способности?

Если сейчас мы будем говорить о подобных вещах, то наш разговор очень сильно затянется. О-сенсей был очень хорошим и удивительным человеком и таких качеств у него было очень много и с годами они накапливались, поэтому о нём можно говорить бесконечно. В какой-то книге было написано следующее: «О-сенсей говорил, что встречаются люди, которые сначала натирали солью глаза [иносказательно, прим.переводчика], затем кричали что им очень больно, а после того видели и рисовали чудесные вещи, рассказывали о чудесных видениях. О-сенсей говорил, что это глупые вещи и так делать нельзя».

Я находился достаточно много времени рядом с О-сенсеем, учился у него. Прошло уже довольно много времени после его смерти. Ещё достаточно много людей, которые общались с О-сенсеем, были его учениками и они продолжают его дело. Хотя, честно говоря, его последователей не так уж и много. И тех, кто действительно жил с ним под одной крышей, проживали всю жизнь и были постоянно рядом, я говорю о его семье и друзьях, которые жили вместе с ним. Даже если вы будете приезжать в Ивама и снимать там квартиру, то это не будет вашим домом.

Так же есть много людей, которые приезжали к дому О-сенсею, жили у него какое-то время, иногда это был год, иногда два года. Действительно они жили вместе с ним, слушали его, но потом возвращались к себе домой и больше не видели как он живёт и изменяется. Они писали в своих книгах, что О-сенсей так говорил, О-сенсей так делал и я – продолжаю его дело. Но это не является правильным.

Очень долгое время я работал вместе с О-сенсеем – в течение 16 лет. В то время О-сенсей находился в том возрасте, в котором сейчас нахожусь я. Ему было немного за 70. В то время в Японии люди 70 лет были уже очень старыми и дряхлыми, ходили, опираясь на палку, с ворохом болезней, были очень слабыми. Но О-сенсей очень крепко держал в руках меч и очень быстр был в движениях. О-сенсей одинаково активно работал мечём и возделывал поле [лопатой] не только в Токио с мягким климатом, но и когда он поехал на север Хоккайдо [поднимать деревню], где было довольно холодно, что заставляло его особенно много работать по обработке земли.

Я думаю, что сейчас здесь присутствует довольно много людей, которые читали книги об О-сенсее, где много было написано о том, что он делал в городе, обрабатывал поля.

Япония находится рядом с Россией. Как О-сенсей относился к русским людям? Занимался ли кто-то из русских у О-сенсея?

Начну со второго вопроса. Насколько мне известно, у О-сенсея не было русских учеников. Единственное что я знаю, в додзё были турки. Русские начали заниматься айкидо достаточно поздно. О-сенсей умер в 1969 году. Есть ли здесь кто-нибудь, кто начал заниматься до 1969 года? [откликнулся один мужчина]. Вы говорили, что родились до этого года. А когда начали заниматься? [в 1958 году]. Где? [в Африке]. Поскольку вы занимались в Африке, то в любом случае в России айкидо никто этим не занимался до 1969 года. Именно поэтому, отвечая на первый вопрос, скажу так: поскольку до 1969 года у О-сенсея никто из русских не занимался, то он не мог ничего говорить об его отношении к России и к русским людям, поскольку он их не знал.

В 1970 году я был в Америке и видел людей, которые там занимаются айкидо. Таким образом в это время стали появляться люди, которые практиковали айкидо за границей, прежде всего это были американцы, стали возникать новые контакты с иностранцами и постепенно айкидо начали заниматься за пределами Японии.

Были ли у О-сенсея приёмы которым он отдавал предпочтение?

Как такового любимого приёма не было, но были стойки, передвижения. Он выбирал методику преподавания в зависимости от того, какой человек был перед ним. Но любимого приёма не было.

Должен ли учитель поправлять ученика, когда он совершает ошибку? Или необходимо ждать, пока ученик сам осознает свою ошибку через наблюдение за собой и партнёрами?

Если вы хотите, чтобы ваш ученик достиг мастерства, то, безусловно, необходимо поправлять его ошибки. Если вы не будете его исправлять, то он не станет мастером. Нужно обязательно исправлять его ошибки.

Давно-давно, когда я занимался у О-сенсея, он не говорил мне: «Ты сделал здесь не правильно, тут не правильно, переделывай!» Мы платили большие деньги, чтобы обучаться у О-сенсея. Моё поколение, которое обучалось у О-сенсея, значительно отличается от современных людей. Мы сами находили О-сенсея и платили ему большие деньги, для того чтобы обучаться. И нашей целью было не ждать, пока он скажет «Исправьте!», а вытягивать из него всё, что мы способны были взять.

Вы должны преподавать так, чтобы люди, которые приходят к вам, сами хотели взять всё ваше мастерство, а не ждать того, чтобы вы их исправляли. Конечно, есть люди, которые не смотря на то, что приходят на занятия, тем не менее, ничего не понимают.

Как я говорил до этого, айкидо является не просто техниками и роль учителя заключается не в передаче техник. Айкидо – это, прежде всего, мастерство общения и коммуникаций между людьми. И если вы будете подходить к обучению с точки зрения общения с людьми, то вы можете сказать, что: «Здесь лучше будет сделать так или так, ты так не думаешь?». Если общаться с людьми не по человечески, а постоянно бранить их, ругать, то ничего хорошего из этого не получится.

Нужно не только хорошо преподавать техническое мастерство, но также самым главным в тренировках являются хорошие, человеческие взаимоотношения между людьми. У меня было много учеников, которые были очень хороши в техническом мастерстве, были сильны, их техника была хорошей, но после этого они задирали нос и это не есть хорошо. И нужно говорить: «Так не нужно, давай сделаем по другому, наверное, так лучше» и таким образом вы лучше будете передавать своё мастерство.

Ко мне приходят люди, которые до сих пор у меня занимаются и после 20 и даже 40 лет практики являются обладателями первого дана. Это люди, с которыми у меня сразу возникли хорошие взаимоотношения. Я очень мягко с ними общаюсь, внимательно выслушиваю их и учу их своему мастерству, передаю им свои навыки.

Я считаю, что преподавание является очень сложной вещью. Даже если взять 10 учеников, то все они разные: у них различный образ мышления, у них совершенно разные интересы и они совершенно отличаются друг от друга. Также они отличаются по возрасту, полу. У них разные семьи, работа… Все они совершенно разные люди. И если я буду с ними очень строг или буду заставлять их что-либо делать, то наоборот от них пойдёт очень негативная реакция. Я считаю, что самое главное в айкидо является умение создать тёплые и приятные взаимоотношения между учителем и учениками.

Также в айкидо является главным не только преподавать своё мастерство, но и также получать ответную реакцию от учеников. И когда вы думаете, как лучше донести до ученика то или иное мастерство, вы должны думать о нём и каким образом будет лучше это сделать именно для него.

Наверное, вы считаете, что мастерство это сила, движение и техника. Правильные движения, правильная сила – откуда они исходят? Они исходят от вашего тела. Наверняка вы все смотрели Олимпийские игры. Вы видели тяжеловесов, которые поднимают 370 килограммов одним движением. Если у них не будет правильной системы, то они не смогут сделать правильного движения и у них не будет правильной силы.

Самое главное – это преподать каким образом исходить правильность движений, то есть надо научить правильности движений, правильности расходования силы, поскольку если человек будет стоять ссутулившись (сгорбившись), то никакие правильные движения у него не получатся. [здесь: слово «тайдо», в тексте переводимое как «движения», в данном контексте можно перевести как «осанка». Иногда этот термин переводят как комплекс гармоничного положения тела и состояния души. Прим.переводчика].

Однако откуда исходит правильная осанка? Это правильное осознание, правильная душа, правильная техника. И правильное сердце [яп.: кокоро] также является важной частью айкидо. Правильное понимание. И в процессе обучения вы не только шлифуете свою технику, вы также шлифуете своё тело, но также объединение души и тела является правильным приёмом [вадза] айкидо. Поэтому в Японии есть такое выражение: Правильное состояние духа – определяет правильное положение тела. Если у вас будет правильно состояние духа, сознания, то ваша осанка будет красивой и правильной, это позволит сделать ваше движение более сильным и правильным.

Если вы будете вкладывать в каждое движение не только правильную осанку, правильное состояние духа, но и правильную технику, то тогда у вас всё будет получаться. Однако вам не достаточно просто техники или силы для правильного приёма айкидо, нужно чтобы вы изливали свой дух [сердце] наружу, раскрывали состояние своей души и вкладывали всё это: душу и сердце в этот приём. Для того чтобы это понять, надо учиться. Надо учиться правильно.

Есть ли среди ваших учеников люди выдающиеся в каких либо областях, например культуры, спорта и пр.?

Среди моих учеников не было людей, которые имели бы отношение к политике или экономике. Но были люди, которые имели отношение к военному делу, в частности это были люди из высшего военного сословия.

Айкидо каким-то образом повлияло на Вашу сферу деятельности?

Я считаю, что айкидо оказало на меня не сколько влияние на сферу деятельности, сколько на правильное осознание и правильное понимание процессов, правильное состояние духа – то о чём я говорил раньше. У О-сенсея было очень много учеников, в том числе военных.

Ваше самое сильное впечатление об О-сенсее?

Я отношусь к тем людям, которые иногда любят выпить саке. Нужно сказать, что жена О-сенсея Хатсу была немного туговата на ухо. И когда я приходил к нему домой в гости он очень громко кричал на весь дом: «Хатсу!!!! Хатсу!!! Пришёл Исояма-сан, неси скорее саке!!!!». Однако О-сенсей был человеком, который практически не пил. Но вместе со мной, не смотря на то, что О-сенсей не пил, он всё же пил саке. Пожалуй, это самое яркое впечатление, которое осталось у меня об О-сенсее.

Но я был не один такой, Сайто сенсей также любил иногда выпить со саке. Среди вас есть люди, которые были в Японии? [такие нашлись]. Тогда вы должны были видеть бутыли с саке. Их ёмкость около 2 литров. Бывало, что мы вдвоём с Сайто сенсеем такую бутылочку выпивали. Затем они её мыли и отдавали в качестве подарков. И когда О-сенсей об этом узнавал, он хватал меня за грудки, тянул к себе и разговаривал со мной, а я чтобы случайно не выдохнуть, глубоко вдыхал и старался не дышать вообще. А поскольку О-сенсей говорил довольно долго, в конце концов, когда я уже не мог терпеть, я всё таки выдыхал… и весь запах саке попадал на О-сенсея. Тогда О-сенсей говорил строгим голосом: «Ну, ты опять выпил!». Но нужно сказать, что он никогда не бранил меня за то, что я накануне выпивал.

Не смотря на то, что О-сенсей был очень строгим человеком, особенно в приёмах, он относился к людям с пониманием. Вокруг него всегда было очень много людей, которые его уважали. Когда он считал, что тренироваться или беседовать достаточно, он грозно говорил: «Уходите! Встретимся завтра!».

27.06.2008