Клуб "Такемусу Айкидо"

Айкидо и оружие: ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО?

Стенли Пранин. Айкидо и оружие: ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО? (Перевод Олег Борисович Якимов)

В этом году (1996 г.) Сайто Сенсей отмечает 50-то летнюю годовщину занятий Айкидо. Он начал изучать Айкидо в 1946 г. Это стало началом его, более чем 23-х годичного обучения, в качестве ученика О-сенсея. О-сенсей покинул этот мир в 1969 году, умирая на руках Сайто Сенсея. Долгий период отношений учитель-ученик завершился. Ивама доджо и Айки Храм были оставлены на Сайто Сенсея. Их и Айкидо, которому основатель обучал в Иваме, Сайто Сенсей хранит и обучает, не только в Иваме, месте рождения Айкидо, но и по всему миру. Первостепенная задача Сайто Сенсея заключается в сохранении Айкидо в том виде, каким его передавал основатель и ни насколько не изменять его. В этом Сайто Сенсей является весьма уникальным, поскольку это стало обычной практикой учителей Айкидо - развивать свое собственное Айкидо. Сайто Сенсей продолжает обучать Айкидо основателя и оставляет след в Айкидо посредством серии книг и видеофильмов. Сегодня, когда Сайто Сенсей отмечает свое 50-тилетие в Айкидо, он также является Дай Семпаем в Хомбу Доджо.

Айкидо и оружие: ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО?

Сегодня практикующие Айкидо разделились на два лагеря, одни убеждены в необходимости занятий с оружием, в то время как другие настаивают на противоположном (так например, официальная позиция Айкикай Хомбу - тренировка с оружием не является частью Айкидо). Предлагаем Вашему вниманию подборку статей на тему оружия в Айкидо.

I. Краткий гид по техникам Такэмусу Айкидо. Один из фундаментальных принципов стиля Ивама Айкидо - это концепция РИАЙ, которую разработал О-Сэнсэй и была передана Сайто Сэнсэю в более поздние годы его жизни в Ивама. Риай включает комплексный подход к обучению в трех творческих воинских системах; Тайдзюцу, Айки-кэн, и Айки-дзё, каждая из которых, является неотъемлемой частью ядра основных принципов в движениях тела. Практика и философия, были развиты и хорошо подогнаны друг к другу основателем, они создают сильную базу, для полного и цельного искусства Айкидо. В данное время, набирает рост мнение некоторых групп айкидо, пытающихся обесценить значимость оружия, в связи с этим они стараются сократить или совсем упразднить практику Буки-ваза из своих учебных программ. Зачастую, это связанно с нежеланием понять, для чего основатель потратил столько лет (в 1922 году, 6 месяцев практики Ходзоин-рю содзюцу, с 1937 по 1942 гг. Касима Синто-рю кэндзюцу, с 1931 по 1933 гг. Дзюкэндо и т.д.), на практику с оружием, а чаще сопряжено с банальной человеческой ленью и нежеланием практиковать усердно. В то же самое время, некоторые организации пытаются исправить это положение, изучая другие стили меча и дзё. Эти традиции отличаются от айки-кэн и айки-дзё О-Сэнсэя, и поэтому они не могут быть объединены с техниками тела в айкидо, так же(на том же уровне), как это сделал О-Сэнсэй, согласно его концепцией Риай. Техники тела в айкидо(т.е. Тайдзюцу), должен иметь основу в техниках оружия. Аналогичные движение тела при практике оружия, должны полностью слиться и усилить движения тела в техниках тайдзюцу Айкидо. К счастью, многие из всемирно известных инструкторов получили эти разъяснения от Сайто Сэнсэя, аттестуясь по 5-уровневой системе свидетельств буки-ваза, развитой Сайто Сэнсэем, и это поможет сохранить и передать в неизменном виде Айкидо О-Сэнсэя.

II. Краткое примечание о практике с Боккэн и Дзё. Эти наборы (мокуроку) движений и техник предназначены не только для того, чтобы ознакомить последователя (дэси) с практикой боккэн и дзё, но также и преподать основные принципы движений тела в айкидо. В айкидо, первичный акцент в работе с боккэн и дзё делается, не на изучение отдельных техник боя с оружием, а скорее на развитие понимания объединенного подхода к изучению движений тела с оружием и без него. Когда эти методы усвоены и исследуются дальше, то возможно развить их и объединить в динамичную и эффективную систему самозащиты.

III. Краткая история оружия в айкидо. Ранняя История К сожалению, немногие детали, в отношении к практике оружия О-Сэнсэя известны айкидока. Тем не менее, по крайней мере два исследователя/историка поделились с публикой такой информацией, а именно дэси основателя Джон Стевенс, и редактор Айки Журнала ( прежде Айкиньюз), также дэси, Стэнли Пранин. Благодаря их усилиям было установлено, что О-Сэнсэй изучил широкий диапазон разнообразных искусств боя с оружием, и что он сформировал Айкидо на принципах оружия. Первичное техническое влияние на айкидо, это безусловно Дайто-рю Айкидзюдзюцу Сокаку Такэда, он был главным преподавателем О-Сэнсэя, в период с 1915 по 1930-ые годы, более известно, что школа Дайто-рю породила техники тайдзюцу в айкидо, но менее известно, что Такэда также был держателем преподавательской лицензии в Оно-ха Итто-рю кэндзюцу(школа боя с мечем), и что он обучался у Сакакибара Кэнкити мастера Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу. В 1922-м году Такэда Сокаку приехал к Уэсиба Морихэю в Аябэ и провёл шесть месяцев обучая его, после его отъезда О-Сэнсэй проводил ночи практикуя удары копьём по шарикам, развешенным на верёвках. Эта практика соответствует методам тренировок в Ходзоин-рю содзюцу (искусство боя с копьём), а как известно Такэда был держателем диплома в этом Будзюцу и унаследовал его от своего отчима. Также известно, что О-Сэнсэй изучал Касима Синто-рю (1937-42 гг.), влияние этой школы очевидно при наблюдении за практикой Куми-тати, а так же отображено в кеппан, клятва на крови в Касима, подписанная кровью О-Сэнсэя в 1937 году. Он также изучал Катори Синто-рю, Кэндо, а также как Ягю-рю у Масакацу Накай в 1903-1908 гг., и также у Косабуро Сёмодзи, с кем у О-Сэнсэя очевидно были близкие отношения. Что касается практики Дзё, известно, что в 1922-м году Такэда Сокаку приехал к Уэсиба Морхэю в Аябэ и провёл шесть месяцев обучая его, после его отъезда О-Сэнсэй проводил ночи, практикуя удары копьём по шарикам, развешенным на верёвках, а так же атакуя копьём дерево. Эти виды практик соответствует методам тренировок в Ходзоин-рю содзюцу (искусство боя с копьём), а как известно, Такэда был держателем диплома в этом Будзюцу и унаследовал его от своего отчима. О-Сэнсэй также изучал Дзюкэндо (техники штыкового боя), проходя службу в армии в начале 1900-ых годов, а так же разрабатывал и изучал эти техники в Тояма Гакко (Школа высшего Офицерского Состава) с 1931 по 1933 годы. Как стало известно, О-Сэнсэй будучи знаком с Куки Такахару, изучал Куки Син-рю, мистическое искусство Ямабуси или горных воинов. Курама - это горный регион недалеко от Осаки, он известен, как место обитания горных отшельников, и в один из периодов своей жизни (середина 1920х) Уэсиба провёл там. Основное оружие Ямабуси - это Дзё, и согласно мнению Джона Стевенса, Ккки Син-рю имело значительное влияние на техники Айки-дзё. Куки Син-рю - также известна, как одна из девяти традиций Тогакурэ-рю ниндзюцу, и на фотографии 33-й мастер Тогакурэ-рю Тосицугу Такамацу Сэнсэй, запечатлён в позиции с Дзё, мало чем отличающийся от стойки Айки-дзё. Также большинство техник Дзё-дори в Тогакурэ-рю сильно похожи на Айкидо Дзё, хотя конечно, этот вопрос следует изучить более детально. О-Сэнсэй, конечно несколько изменил техники оружия, значительные изменения были сделаны им, так как он рассматривал меч, как айки-кэн, а дзё, как айки-дзё. Были внесены изменения в положении, схеме движений, дистанции и угле входа, также были введены упрощения многих движений, они были преобразованы из древних техник в систему, которую мы имеем сегодня.

IV. Поздняя История оружия в Айкидо. Поздний период истории формирования системы Буки-ваза(оружия) в Айкидо, связан с именем Морихиро Сайто Сэнсэя. В то время, как в мире Айкидо, наметилось некоторое разделение, между сторонниками и противниками практики оружия в айкидо, причиной этому стали личные и политические интересы некоторых сиханов. Сайто Сэнсэй наконец признан во всем мире, как технический эксперт по Айкидо и единственный сторонник оружия в Айкидо. Он провёл 23 года жизни, бок о бок с О-Сэнсэем в Ивама, как утидэси с 1946 до 1969 гг., Сайто Сэнсэй был учеником основателя более, чем кто либо другой, вплоть до самой смерти О-Сэнсэя, и по сей день остается переданным последователем сохраняя айкидо О-Сэнсэя в изначальной форме. Сайто Сэнсэй говорит о том, что основатель развивал и преподавал свои собственные формы оружия после войны, это происходило в Ивама, и только иногда демонстрировал их вне Ивама. Сайто Сэнсэй был единственным дэси О-Сэнсэя, которому основатель разрешал преподавать оружие, ещё при жизни. И по его воле, Сайто Сэнсэй преподавал по воскресеньям буки-ваза в Токийском Хомбу Додзё, в течение многих лет, начиная с 1959 года, пока эти кэйко не были к великому сожалению упразднены. Изменения, введённые О-Сэнсэем, относятся к широкому разнообразию техник с оружием, основываются на концепции Риай, которая являет собой интеграцию меча, палки и движений тела в ряд общих принципов, которые формируют основу Айкидо непосредственно. По этой причине, практикующие Синдо Мусо-рю или Катори Синто-рю не смогут извлечь те же самые выгоды, какие станут очевидны для тех, кто практикует Айкидо так же, как это делал О-Сэнсэй, то есть объединяя практику Айки-кэн и Айки-дзё. Хотя оба эти искусства представляют сами по себе большую ценность, как воинские искусства, которые могут существовать самостоятельно. Сайто Сэнсэй разъясняет, что различные движения, были позаимствованы О-Сэнсэем из традиционных систем оружия через творческую концепцию Риай Айкидо, и он утверждает, что преподает - " Стиль О-Сэнсэя ". Сайто Сэнсэй прокомментировал ряд случаев, и рассказал, что есть некоторые индивидуумы и организации, которые стараются обесценить значение оружия в Айкидо, некоторые же обратились к практике Синдо Мусо-рю Дзёдо и Катори Синто-рю кэндзюцу, чтобы добавить их к Айкидо, и эти же другие, доказывают, что он преподает " стиль Сайто ". Но истинна в том, что Сайто Сэнсэй развил множество форм оружия, например 13 Дзё, 31 Кумидзё и 13 Дзё ававсэ, они основаны на тех формах, что он наблюдал у О-Сэнсэя и составляют из себя логичную многоуровневую систему, которая за эти годы развилась в настоящее воинское искусство. В действительности, Сайто Сэнсэй просто собрал и упорядочил большое множество разнообразных движений и техник, выполненных О-Сэнсэем, расставил их в логическом порядке, и систематизировал их так, что они стали легки для понимания и изучения.

Ассоциация Такэмусу Айки Практика меча является жизненно важной частью обучения в Такэмусу Айкидо или Ивама-рю Айкидо. Морихиро Сайто Сэнсэй, 9-ой Дан, который является - Главным инструктором и хранителем Айки Святыни в Ивама, включает меч и дзё в практику айкидо, наряду с техниками тайдзюцу и танто-дори, как неотъемлемую часть законченного обучения айкидо, соблюдая методу тренировок, переданную Основателем, Морихэем Уэсибой.

О-Сэнсэй изучал много стилей меча за годы личной практики, извлекая сущность из тех будзюцу, которые он изучал, он создал то, что сейчас известно, как Айки-кэн или Айки-меч. Мы используем меч, который называется боккэн, это деревянный меч, обычно из Японского Дуба, слегка изогнутый, на нем нет цубы, или гарды. Вес меча не важен, поскольку лучше практиковать с более тяжелым мечем, так что каждый волен использовать удобный для него меч. Так, более тяжелый боккэн иногда используется для практики танрэнути, или интенсивной практике ударов, по резиновой авто покрышке или связки веток. Меч, практикуемый в айкидо, отличается от практики в других стилях. Например, в кэндо используется прямой меч или синай с цубой, и техника линейна и в нападениях и в защите. До или нагрудник не применяется в айкидо.

Практика в айкидо разделена на три части: (1) Тайдзюцу, или техники пустой руки, (2) Айкидзё, или техники 5 футовой деревянной палки и (3) Айкикэн, техники меча. Важность практики меча, в айкидо или любом Воинском Искусстве, не может быть опущена. Хотя никому не позволяют носить мечи в наше время, мы можем извлечь много выгоды из практики меча в Воинских Искусствах.

1. Первое, на физическом уровне. Регулярная практика меча укрепляет руки и плечи, а когда используется вместе с киай, усиливает работу хара (мышцы вокруг живота придающие мощность движениям тела). Эта практика также разрабатывает дыхание, поскольку, когда меч поднимается, мы делаем вдох. Когда рубим, выдох. Подобного рода практика, объединяет технику с методами дыхания, в результате, отдельно взятая техника самозащиты, может выполняться также быстро, как один цикл дыхания.

2. Практика меча, имеет непосредственную связь (риай) с тайдзюцу, которые в свою очередь, развиваются в техники самозащиты айкидо. В феодальной Японии, техники, подобные этим использовались против нападающих, захвативших руки мастера меча, с целью предотвратить его удар. Из этих техник и было разработано айкидо.

3. Имеется важная связь(риай), между практикой меча и тайдзюцу, это - тай-сабаки, этот термин можно перевести, как ' правильный и достаточно экономичный уход тела (с линии атаки)'. Практика Айкикэн, скорее учит тело действовать, как единое целое более, чем отдельным техническим действиям рук, оружия, ног и перемещений. Когда тело способно действовать, как единое целое, можно развить хороший тай-сабаки, то есть способность быстро избежать атаки (в течение одного цикла дыхания). Благодаря хорошему тай-сабаки, возможность выживания сильно возрастает. Выживание - в этом смысле, это способностью преследовать ваши цели, или делать то, что вы хотите, без того, чтобы захватили врасплох. Иначе, вы 'утеряете ваш центр', и возможность ходить и эффективно перемещаться в критической ситуации. Для тех, кто идет по пути Будо, все события в жизни - это испытание нашего центра. Ваша способность выживать, зависит от вашей возможности "читать" действия противника и эффективно реагировать на неожиданно возникающие ситуации. Изучение Воинского Искусства учит как выжить, не пробуя покорить или победить других людей. Таким образом, практика меча вырабатывает то, к чему мы все стремимся; совершенную технику. Во время атаки, оружие физически превосходит человеческое тело, независимо от того, насколько оно развито. Плоть не может противостоять колющему удару ножа, кость не может выдержать рубящий удар стального клинка, так что первая реакция - это пресечение.

4. При обучении только в тайдзюцу это - рука (или нога) против руки, рука (или нога) против ноги, всегда есть возможность совершить ряд ошибок в технике. В результате можно приобрести плохие технические навыки. Когда же вас атаковали оружием (нож, разбитая бутылка, металлический прут), подобная ошибка будет стоить вам жизни или приведёт к травме. Практикуя только буки-ваза (техники с оружием), дэси (ученик) может понять важность правильного движения тела, а также значение возможности завершить технику несколькими способами (хэнка). В айкидо, удары меча - главным образом вертикальны. Имеются также круговые удары, но они требуют более детальной отработки круговых типов тай-сабаки. Этот вид атаки, далее может быть трансформирован в прямой удар руки, ноги, ножа или выстрел. Чтобы избежать травмы, нельзя просто сделать шаг назад или вперед, необходимо уйти с линии атаки, также при выполнении любого технического действия. Очень часто во время кэйко - тайдзюцу, дэси будет делать ошибку, которая не столь очевидна для него самого или остальной части группы. В этом случае, инструктор предлагает им выполнить технику снова, но против меча. Поскольку линия атаки меча очевидна, меч быстро разоблачит ошибку, допуская более быстрое и более полное понимание техники.

5. Практика меча, также очень важна при отработке двух других аспектов Воинского Искусства; то есть: дистанции (маай), и способности "читать", когда противник намерен вас атаковать. В айкидо, обучение меча состоит из нескольких частей; субури - ряд ударов и перемещении с мечем, которые выполняются в соответствии с правильным ритмом дыхания и равномерным распределением силы. Также имеется хаппо-гири_- где мы выполняем удары в восьми направлениях. Эти действия, могут выполняться дэси индивидуально в любое время, что одновременно улучшит техники тайдзюцу, но при условии постоянной практики. Также имеется практика с партнером - например меч против меча, меч против дзё или меч против безоружной руки. Меч против руки - это Тати-дори(забирание меча), что относится к завершению техники, в то время как, меч против дзё илидругого меча, это - хорошее подспорье, для выработки понимания дистанции(маай), правильной позиции (камаэ) и способности "читать" намерения противника.

6. Практика с партнером включает ряд техник - удары, блоки, уходы и контрдействия, которые сначала выполняются медленно на расстоянии, потом ближе и быстрее, пока они фактически не будут напоминать бой на мечах. Во время практики с партнером, одна из наиболее важных концепций - это принцип авасэ или слияния с противником.

7. Этот принцип, одновременно отрабатывается обоими партнерами, координирующими их дыхание с выполнением технического действия, в течение одного тактического перемещения. Невозможно эффективно атаковать на вдохе, а также провести отвлекающий манёвр, потому, что вам не хватит воздуха в лёгких, чтобы завершить технику. Следовательно, важно дышать правильно, и эта способность вырабатывается благодаря практике меча с партнером. На продвинутых этапах практики с партнером, вы будите иметь двух и даже трех нападающих вооруженных мечами, так что становится очевидно, что дистанция (маай) и движения тела (тай-сабаки) весьма важны. В уличном бою, вы также должны использовать этот вид дыхания, так как наблюдая за ритмом дыхания противника, можно определить, когда нападение неизбежно. Однако, это понимание можно развить, только через регулярную практику меча, которая включает технику правильного дыхания. Эта статья, охватила большинство аспектов практики меча в Айкидо, и должна заинтересовать практикующих кэндзюцу.

P.S. В айкидо мы не проводим турниров, потому, что это - Воинское Искусство, и характер технических приёмов настолько опасен, из-за своей завершенности, а также используемое оружие, делает невозможным создать спортивную версию этого Будо.